Финансовый конфликт может обесточить Благовещенск

В Благовещенске сложилась напряжённая ситуация с энергоснабжением. 29 из 118 резервных линий, на которые можно переподключить потребителей в случае аварии, отключены. Дальневосточная энергетическая компания намерена и дальше ограничивать должника – филиал АКС «Энергокомфорт. Амур». Заложниками ситуации могут стать рядовые потребители, сообщает «Амур.инфо».

«В одном доме свет есть, в остальных горят свечки. Кроме мигающих сигналок машин, никакого света нет на районе, и луна освещает двор вместо уличных фонарей. И так уже сутки», – такой комментарий сделал автор видеозаписи. 11 ноября он снял эти кадры на мобильный телефон, который успел зарядить на работе. Света в домах благовещенцев, жителей районов КПП и «хлопки» не было около суток. Точнее, он иногда появлялся, но ненадолго.

Из-за повреждения кабеля во тьму погрузились почти 40 домов, два детсада, школа, поликлиника и четыре котельных. Оборудование простаивало, в домах холодало. «Батареи у нас были чуть тёплые. У нас ребёнку месяц. И мы с ней рядом лежали – дышали, согревали. Батареи быстро остывают, холодно, а сейчас уже больше 14 часов света нет», – рассказывает жительница дома № 208 по улице Кузнечной Татьяна Луканичева.

Вернуть свет в квартиры могли бы и раньше, если бы потребителей переключили на резервную линию. Но она отключена из-за долгов АКС перед поставщиком электроэнергии – компанией «ДЭК». Сейчас заблокированы 29 резервных линий из 118. Сумма долга за поставленную электроэнергию превышает 300 миллионов рублей. Это 32 процента от задолженности всех потребителей Амурской области.

По сведениям АКС, они должны ДЭКу 238 миллионов рублей. Должник – это филиал АКС «Энергокомфорт. Амур». «ДЭК – это оптовый продавец электричества, в розницу он продаёт электроэнергию «Энергокомфорт. Амур». А тот – обычным благовещенцам. Как раз они-то и задолжали филиалу АКС. ДЭК хочет вернуть долг и отключает резервные линии коммунальщиков. Случись авария, переключаться будет некуда. А страдать будут горожане», – объясняет главный управляющий директор ОАО «АКС» Наталия Куприна. «Самое страшное, что у нас есть такие управляющие компании, которые, пользуясь доверием потребителей, собирая деньги через свои расчётно-кассовые центры, не в полном объёме нам оплачивают этот ресурс. Мы не можем заставить население платить напрямую, потому что на сегодняшний день у нас нет юридического механизма для этого. Мы перестали кредитовать «Энергокомфорт. Амур», у нас нет возможности брать кредиты и рассчитываться за неплатёжеспособное население», – продолжает Наталия Юрьевна.

В АКС разводят руками: с неплательщиками ничего сделать не могут. Даже несмотря на жёсткие меры. Они подают в суд на управляющие компании и горожан – иногда по 300 исков в месяц. Тем временем в суд обратилась и компания «ДЭК» о взыскании долга с «Энергокомфорт. Амур». ДЭК может пойти и дальше – и требовать банкротства «Энергокомфорт. Амур». Но тогда вернуть деньги будет куда сложнее. «Предпосылки к банкротству возникнут только в феврале-марте, на данный момент я всё-таки надеюсь, что эта ситуация изменится не в пользу предпосылок. Банкротство такого предприятия – это будет локальная энергетическая беда», – уверен директор филиала ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» Виталий Стороженко.

Власти Благовещенска, которые в 2005-м отдали в аренду АКС сети и котельные на 10 лет, ситуацию пока не комментируют. А ДЭК намерен и дальше отключать резервные линии. В АКС говорят, что любое ограничение может привести к аварийным отключениям и выводу из строя оборудования. Прокуратура Благовещенска собирается проверить финансово-хозяйственную деятельность «Энергокомфорт. Амур», чтобы выяснить, куда всё-таки идут деньги и откуда взялись большие долги. А пока все разбираются в проблеме, в АКС собираются работать по старому: собирать деньги с населения и платить энергетикам по графику. Отключения они считают незаконными. «Можно говорить всё, что угодно: есть две полосы у дороги, можно закрыть одну полосу и по одной полосе ездить. И по тротуару можно ездить, но что это за собой влечёт? Вся эта ситуация напоминает автомобильное движение, где благовещенцы – всего лишь пассажиры. Машина, то есть электричество, принадлежит ДЭК, за рулём – «Энергокомфорт. Амур». И куда этот автомобиль привезёт, никто не знает. Но, если по каким-то причинам закрыта одна часть дороги, а потом закрывается другая, то машине свернуть попросту некуда», – приводит пример главный управляющий директор ОАО «АКС» Наталия Куприна.